Особенности стиля конструктивизм в архитектуре Ленинграда

Первая Мировая война и революция остановили индивидуальное строительство в переименованном Петербурге. С фактическим исчезновением частной собственности и огромными убытками в бюджете города стало невозможно и нерационально строить дорогие дома и тратиться на богатый декор. Тем более новая идеология социализма категорически отторгала саму идею «украшательства». В моду быстро вошли новые формы в архитектуре, которые получили название конструктивизм.

Сама идея данного стиля не была новой. Конструктивизм уже завоевал улицы американских городов, перебрался в Германию и оттуда начал шествие по Советскому союзу. Стоит обратить внимание на то, что развитие конструктивизма в Ленинграде несколько отличалось от наблюдаемого в Москве. Это было связано с тем, что здания создавались в большей степени мастерами старой школы, воспитанной на модерне, поэтому эти архитекторы не всегда брались реализовывать слишком смелые задумки.

Для конструктивизма характерен полный отказ от любого декора фасадов. На первое место ставится функциональность здания, его удобство. Отсюда вытекает наличие у зданий, построенных в этом стиле, широких пространств стен, больших площадей остекления и освобождённых под общественные помещения нижних этажей.

Идеология социализма предполагала постройку социально значимых зданий. В обиход вошло слово «дома-коммуны». Такие дома строились в районе метро «Нарвская», на Московском проспекте, в районе «Елизаровской». На первое место здесь выходило удобство помещений, в которых должны были жить рабочие. В домах предполагалось наличие общих кухонь, столовых.

В стиле конструктивизм выполнены основные дворцы культуры Ленинграда. Они имели чёткие прямоугольные формы, были комфортно оформлены изнутри. Конструктивизм стал основным стилем в архитектуре, используемым для постройки универмагов и промышленных предприятий того времени.

Простота и полнейшее отсутствие декора делало конструктивизм одной из составляющих новой идеологии, пропагандирующей общественное, направленное против частного. Серые и белые монолиты зданий, возведённых в конструктивистском стиле, перекликались с футуристическими идеями модных художников вроде Казимира Малевича. Конструктивизм отрицал любые заимствования из предыдущих стилей и претендовал на уникальность. Предполагалось, что он станет единственно возможным стилем для постройки зданий в будущем.

Несмотря на такую положительную черту конструктивизма как практичность и применимость для использования в реалиях нового времени, этот стиль не стал популярным в Ленинграде по причине своей чуждости общему облику города. Огромные здания со сплошными бетонными и стеклянными плоскостями выглядели чужеродно на фоне старинных построек. Органично они смотрелись только в самых новых районах.

Развитие конструктивизма было остановлено наступлением сталинского ампира. Несмотря на это именно этот стиль стал флагманом развития дальнейших современных построек в Ленинграде и современном Петербурге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: