Особенности архитектуры эпохи Тимуридов

Высококачественный и обильный декор – вот, что придает редкостное великолепие грандиозным памятникам архитектуры эпохи Тимуридов. Орнамент сплошь покрывает фасады и стены, дворовые аркады, минареты, айваны, пиштаки, купола и своды. Бесконечно разнообразные, хитроумно зашифрованные узоры приобретают разный смысл в зависимости от места расположения на наружных стенах, на обрамлении айванов, в интерьере залов. Порой в них вплетаются беспредметные повторяющиеся рисунки из глазурованного стенного кирпича, красочные растительные и цветочные мозаики, орнаментальные плитки «каши» , — яркие, позолоченные, играющие оттенками ляпис-лазури. Декор украшает все плоскости и рельефные детали – спиральные валики, орнаментальные виноградные ветви в обрамлении арки айванов, сталактиты на тромпах и купольной базе. Короче говоря, во времена Тимуридов существовало множество способов и типов декора, нередко сочетавшихся и соседствовавших в одном и том сооружении. При этой любящей пышность династии, стремившейся придать культовым сооружениям особый блеск и роскошь, между архитекторами развернулось настоящее соперничество. В итоге родились великолепнейшие памятники зодчества, поразительно гармоничные при необычайном разнообразии мотивов, в которых на редкость логично сочетались многочисленные виды декора – кирпич, глазурь, мозаика, легкие фигурные решетки, скульптурные фризы и пр.

Мастера смело использовали строгую геометрию, кайму с ритмично повторяющимся узором, цветочные и растительные арабески, прихотливо вьющиеся по стенам и углам, пылающее золото, так, что культовый ансамбль превращался в подобие рая… извечная «боязнь пустоты», свойственная исламскому искусству, заставляла изобретать мотивы, основанные на бесконечном повторении определенных узоров. Узоры сливаясь в цельную гладкую отполированную поверхность, превращались в волшебно сияющую одухотворенную материю.

Разнообразные вариации позволяли украсить любую конструктивную плоскость. В эпоху Тимуридов с начала XVв. складывается общая система геометрического декора наружных стен мечетей, медресе, мавзолеев. Кирпичи, покрытые с одной стороны черной или зелёно-голубой глазурью, создавали на стенах строгий динамичный узор, сетью оплетающий здание.

В сложных узорах, которые образуют – зачастую в центральных точках – крупные квадраты или треугольники, обыгрываются надписи сильно стилизованными куфическими буквами. Возникает диагональная вязь, как бы заключающая в себе объемные конструктивные детали. В повторяющихся узорах присутствуют религиозные символы, связанные со священными текстами: бесконечной молитвой повторяются имена Аллаха и Мухаммеда, формулы исповедания веры. Среди других декоративных решений, которые вносят в обрамление айванов небесную символику – сочетание кирпичной стены со звездчатым узором из полихромной керамики, как в самаркандском медресе Улугбека.

В «стрельчатые» арки, украшенные виноградными лозами и цветами, вписываются мозаичные панно, сияющие хроматической гаммой красочных оттенков. Техника «хафтранги» («семицветная») позволяет отделывать изразцами любые поверхности по усмотрению архитектора. Наружная поверхность айванов, аркад фасадов и двора расписана цветочным орнаментом, а во времена Шейбанидов на фасадах некоторых медресе изображаются даже животные – львы, тигры, сказочная птица симург.

Складывается трехмерная система декора с альвеолами и каскадами мозаичных мукарн, с подчеркнутыми вязью нервюрами сводов, с чашами бессмертия в виде витых кубков бирюзового цвета, символизирующих источник жизни. Наконец, окна закрываются сквозными решетками с восьмиугольными клетками, облицованными керамикой, стены айванов испещряются надписями, начертанными огромными буквами курсивных почерков «сульс» или «насхи» — объемных, в отличие от скупой куфической графики коранических текстов. Все это орнаментальное искусство, основанное на геометрии, растительных и цветочных мотивах, каллиграфии и ритмически повторяющихся узорах, тщательно организовано в архитектурном пространстве по законам симметрии и удвоения. Теперь во дворах, обнесенных аркадами, разнообразные узоры на углах арок зеркально отражаются в узорах на продольных или поперечных осях, которые делят пространство. Отныне бесконечное разнообразие, где нет и следа монотонности, сочетается с беспрекословной логикой, ничего не оставляющей на волю случая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: