Архитектурное оформление петербургского метрополитена

Метрополитен – уникальная система, сочетающая в себе транспортные коммуникации и комплекс надземных сооружений и подземных залов, исторически связанные с прошлым города. Подземные станции петербургского метро представляют собой интересный пример дизайнерских идей, проследив за которыми, можно понять процесс развития дизайнерской мысли.

Дизайнерская мысль в плане оформления подземных павильонов петербургского метрополитена зависела от нескольких обстоятельств. Во-первых, оформление станций должно быть практичным и соответствовать транспортной функции метро. Во-вторых, оно должно соответствовать утверждённым нормам безопасности, а в-третьих дизайн станций должен перекликаться с историческим прошлым Петербурга и историей тех мест, где залегает станция.

Историю дизайна петербургского метро можно условно разделить на четыре этапа. Первый связан с появлением первой линии метрополитена в 1955 году. Тогда были построены первые станции красной ветки – «Автово» и «Кировский завод». Станции метро тех лет оформлялись роскошно и напоминали своеобразные подземные дворцы. Несмотря на то, что в тогдашнем Ленинграде размах оформления станций метро не был так огромен, как в Москве, станция «Автово», являющаяся станцией неглубокого залегания, включена в список самых красивых станций метро мира.

Главным дизайнерским решением при оформлении «Автово» стало использование стеклянных и мраморных колонн, а также высоких потолков с лепниной. Следующая станция «Кировский завод» была оформлена с учётом местоположения – на поверхности располагается один из крупнейших заводов Петербурга. Тематика оформления посвящена героизму и заслугам рабочих всех заводов страны, отображённая в богатейшем барельефе подземного зала.

Станции, строящиеся в Петербурге позже, в 1960-1970 годы, были решены в лаконичном ключе с преобладанием подчёркивания конструктивных деталей. Первоочередное внимание уделялось прежде всего удобству пассажиров и техническим особенностям метро как подземной железной дороги.

Появились характерные только для Петербурга так называемые «горизонтальные лифты» — железные двери, отделяющие перрон от тоннеля. С учётом таких конструкций дизайн подземных залов не отличался яркостью и индивидуальностью. Примером могут послужить станции «Василеостровская», «Приморская», «Маяковская». Все они оформлены цветной плиткой, без лишних деталей. На «Маяковской» можно увидеть мозаичный портрет поэта, выполненный по авторскому эскизу. Открытую станцию «Горьковская» украшает схематичная иллюстрация к поэме «Буревестник».

В 90-е станции начали создавать с большим разнообразием. Например, для оформления станции «Достоевская» использовались кованые фонари и решётки в петербургском стиле, а дизайнерским приёмом для станции «Площадь Александра Невского» стала древнерусская кольчуга.

В 2000-е в дизайне станций , сочетающиеся с петербургскими традициями, используется мозаика («Международная», «Адмиралтейская»), мрамор («Звенигородская»), водные мотивы («Новокрестовская»). Светлые, просторные станции поражают своей красотой и удобством жителей и туристов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: